?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



С ключницей Пелагеей Сергей Тимофеевич Аксаков познакомил читателей впервые в 1856 году в книге «Семейная хроника и Воспоминания». В книге кроме автобиографических повестей о жизни Аксаковых-Багровых были помещены очерки о петербургском периоде жизни писателя, его встречах с Г.Р.Державиным, А.С.Шишковым, Я.Е.Шушериным и другими выдающимися людьми – писателями, поэтами, актёрами. На этом многоликом литературном портрете эпохи просвещения крепостная женщина из деревни Ново-Аксаково Оренбургской губернии не пропала, не затерялась, а нашла подобающее себе место.

В книге читателю встречаются сразу три сказочницы – кроме ключницы Пелагеи там же, в «Воспоминаниях говорится о Шехеразаде, героине сборника сказок «Тысяча и одна ночь». В XVIII веке восточные сказки в переводе Антуана Галана были изданы во Франции и получили большуюпопулярность. Юный гимназист Сергей Аксаков использовал под руководством своего наставника Г.И.Карташевского читал сказки на французом языке и самостоятельно переводил их на русский.

В очерке «Знакомство с Державиным» особо выделены торжественные оды «Фелица» и «Видение мурзы», прообразом героинь которых была Императрица Екатерина II; сам же рыцарь-поэт до последних дней носил почётный титул «Певца Фелицы».

Явно не без умысла упомянуты под одной обложкой и Шехеразада, и Фелица, получившие и признание, и славу. Упомянуты для того, чтобы послужить картинным обрамлением сказочнице новой, «Шахразаде России» - ключнице Пелагее. Её историю Аксаков рассказывает лаконично, только основные повороты судьбы, – побег с отцом в Астрахань, знакомство с персиянскими купцами-сказочниками, раннее вдовство, тоску но родине и добровольное возвращение к господину милостливому, дедушке писателя, Степану Михайловичу; но делает это так заманчиво, что хочется узнать о Пелагее побольше и сказок из её бесконечного репертуара – и русских, и восточных наслушаться вволю. «Аленький цветочек» в этом списке особенный, соединяет в себе восток и запад, и «следы прикосновения разных сказочников и сказочниц», как напишет Аксаков, представляя сказку позднее, в повести «Детские годы Багрова-внука».

Ярок и литературный портрет любимой аксаковской героини: «Образ здоровой, свежей и дородной сказочницы с веретеном в руках за гребнем неизгладимо врезался в моё воображение, и если бы я был живописец, то написал бы её сию минуту, как живую». К сожалению, рисовать Аксаков так и не выучился, о чём неоднократно сожалел. Произведения же его, вышедшие в свет первоначально без иллюстраций, со временем привлекли внимание многих, порою очень именитых художников. Были найдены убедительные образы представителей рода Аксаковых и их окружения, преданных и верных слуг, особенно дядьки Серёжи – Евсеича. Но вот загадка – все художники проходили мимо так портретно выписанной ключницы Пелагеи более ста лет.

Со временем изображения ключницы Пелагеи стали появляться в иллюстрированных изданиях сказки – в образе задорных старушек, окружённых дворовыми или крестьянскими детьми. При этом не было у них ни завидной моложавости, ни дородства, ни здоровой свежести известного портрета любимой аксаковской героини.

Стоит заметить, что в простоте душевной художники, скорее всего, были правы – всё так и было!.. Было, до тех пор пока Аксаков не принялся реставрировать известный сюжет о красавице и звере, а затем и переосмыслил его в форме сказочной утопии о прекрасном и могучем царстве-государстве, подобному райскому саду, где цветёт неувядаемый Аленький цветочек, краше которого нет на всём белом свете…

В 1991 году, накануне празднования 200-летия С.Т.Аксакова и открытия на его родине в Уфе Мемориального дома-музея писателя, нашей семье посчастливилось совершить речной круиз на теплоходе в Астрахань, где когда-то выучилась сказки сказывать легендарная Пелагея. В результате этого путешествия Николай Куприянов написал живописную феерию "Волшебное царство" (1992 год), а в 2001 году - двойной портрет героев "Воспоминаний" - ключницу Пелагею и гимназиста Серёжу Аксакова.

Со временем, попав в Интернет, портрет ключницы Пелагеи стал популярным - его полюбили, используют для презентаций, творческих вечеров, игр, даже вышивок. Иногда изображение дополняют заветным аленьким цветочком - и каждый выбирает его на свой вкус.
История куклы "Ключница Пелагея" http://www.museum.ru/N42151

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
lj_frank_bot
Aug. 9th, 2019 01:13 am (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Искусство, Литература.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
sobolevskaya_sv
Aug. 9th, 2019 01:18 am (UTC)
Всё точно! Спасибо, Фрэнк!
lj_frank_bot
Aug. 9th, 2019 01:22 am (UTC)
Прекрасно
( 3 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by heiheneikko